О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
Курсы радиоведущих
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

24.10.2012

Что за многоточием?

В Санкт-Петербурге прошел V юбилейный Международный фестиваль любительских театров  «Театр начинается...» Это многоточие в названии фестиваля, может, самая оправданная его часть. В пятый раз в Санкт-Петербурге собираются любительские коллективы - с одной стороны, профессиональное жюри - с другой. И на протяжении пяти дней смотрят, обсуждают, наблюдают, выясняют, что стоит за этим многоточием, то есть с чего начинается любительский театр.
Прелюдия. В первый день актерские труппы показывают «визитные карточки», члены жюри приветствуют участников. Украинская театр-студия «Данко» выступает со своими невероятными этюдами в жанре театра теней (награда  за творческий вклад в проведение фестиваля). Актеры поднимаются на легендарную сцену театра «На Моховой».
Фестиваль открылся. И начались театральные будни! Девять коллективов, совсем не похожих друг на друга, работающих на разном материале, разными методами. Фестивальная программа составлена очень плотно: творческие встречи, мастер-классы, одна постановка идет за другой, на монтировку - час, на прогон оставшиеся 15 минут. А зрителю остается подстраиваться под этот ритм, стараться хоть немного ощутить послевкусие увиденного, лучше - послемыслие.
Если прийти чуть раньше… В тот самый час, когда монтировка, прогон, выставление света и т.д. Здесь готовится спектакль  по пьесе Елены Исаевой  «Про мою маму и про меня»  «Театральной студии 29»   Высшей школы телевидения  МГУ. Самые молодые на фестивале. Об этом заботливо, как-то по-отцовски объявил режиссер и руководитель студии  Андрей Горбатый перед спектаклем (хоть и не принято). Но это потом.
А сейчас у них - три срочных ввода, попытки освоиться на непривычной площадке, установка трех декораций. Выставление света, свет выключается, свет включается, все ушли со сцены, зал уже заполнен зрителями. И они внимательно смотрят на сцену, где глазу особо не за что зацепиться. Из глубины к авансцене двигается невысокого роста девочка, две рыжие косички, очки, пионерский галстук, и начинает произносить монолог, от которого ответвляется все дальнейшее полуторачасовое сценическое действие.
Спектакль, если он сразу принимается залом, идет особенно. Его смотрят с легкостью, в то же время - с большим вниманием. Ему доверяют, его язык кажется родным.  «Это же точно про меня и про мою дочь»,  - говорит  работница  «Театра на Моховой». Вечером, на обсуждении, постановку несколько раз назвали сильной.
Чем достигается глубина воздействия? Во-первых, это - чистой воды лирика документального текста  пьесы  (жанр - школьные сочинения). Во-вторых, осмысление этой пьесы молодыми актерами, которые понятным, человеческим языком рассказывают личную историю.
Приз «За лучшую женскую роль»  достался студентке 4-го курса  ВШТ Екатерине Дмитриевой.  За «лучшую  роль второго плана» - студентке того же  4-го  курса Татьяне Шорох. В общем конкурсе спектаклей «Театральная студия 29» заняла второе место.


Спектакль «Не покидай меня». Творческий центр «Апарте» привез историю, напоминающую «А зори здесь тихие» Бориса  Васильева. Четыре женских персонажа, ужасно трогательных, их судьбы  на фоне войны. И режиссер Инна Мищенко, и автор пьесы Алексей  Дударев  сделали все возможное, чтобы зритель как можно скорее и увереннее включился в переживания героев. На  это работают  легкие шутки, которые мягко переходят  в исповедальные монологи. Монологи  перемежаются с какими-то совсем условными сценами танцев. Танцы  проходят  рефреном через весь спектакль.
Героини погибают. Все, кроме одной, чья линия закольцовывает всю постановку.  А в самом конце на сцену выходит маленькая девочка - её с трудом разглядывают сквозь  слёзы особо сентиментальные зрители. Это Ксения Галибина -  дочь президента фестиваля, режиссера Александра Галибина. Произошел «срочный ввод»,   и девочка  справилась.  И получила  награду за дебют. А  коллектив «Апарте» был отмечен специальным дипломом жюри  «За актерский ансамбль».
Еще один специальный диплом  «За авторское прочтение классического произведения» получил Русский театр Нюрнберг за спектакль «Madman» по  «Запискам сумасшедшего» Гоголя. На сцене - декорации с гоголевским текстом. Актеры спускаются туда из зала. Смотришь - какое-то странное взаимодействие со зрителем. Слушаешь - мрачная музыка. Опускаешь глаза, думаешь, и на ум приходят  «постмодернизм», «неоправданность» и другие оскорбления. Представляешь: сейчас будут играть со зрителем недосочиненными намеками, посыплется ворох ярких, выразительных... пустых образов.
Проходит время. Текст не звучит. Понимаешь - текста нет. В ту же секунду начинают по-новому играть исписанные декорации. На сцене три человека.  И тут же по коже пробегают мурашки, потому что понимаешь, что человек один, все остальное - мысли, фантазии, записки. В этот момент сокращается дистанция между зрительным залом и сценой, начинается сопереживание, волнение, боль.
Режиссер спектакля, он  же исполнитель главной роли Дмитрий  Вассерблай  сочинил и сам же озвучил потрясающее по силе, по глубине высказывание - рассказал о безумии на языке безумия. Рассказал, как любят говорить в школе «близко к тексту». Потому что все образы - именно образы, а не символы, детали, решения, - все, что в этой постановке сочинено, считывается, складывается  и воссоздает сначала атмосферу, а потом и сюжет повести Гоголя. Здесь работает все. Можно ли говорить о некой новой форме? Сложно сказать. О форме, которая позволяет говорить об одиночестве, о боли, о безумии - безусловно. Дмитрий Вассерблай  победил в  номинации «За лучшую мужскую роль».
Наверное,  театр начинается... с любви. К слову, движению, к человеку с его переживаниями. Когда на сцену выходят люди, которые понимают, о чем они говорят, которые находят для этого нужную интонацию и язык - театр начинается с них.

Возврат к списку

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте   
hstv@bk.ru


Слово декана

18.09.2017
Творческий конкурс «10 лет ВШТ»
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

В связи с приближающимся 10-летием (1 октября 2018 г.) нашего факультета объявляю о проведении конкурса на создание
1) линейки видеороликов и
2) фоторепортажа или фотоочерка

Наш факультет 

Наши дорогие студенты… 08.12.2016
Наши дорогие студенты…
Мария Ахвледиани, заместитель заведующего кафедрой журналистики и телевидения ВШТ

Нашему факультету всего восемь лет. Но за эти годы из его стен вышли выпускники, которыми мы гордимся, и очень многие стали нам друзьями

Слово студента

Телевидением я грезила с детства… 11.09.2017
Телевидением я грезила с детства…
Арина Бабыкина,
студентка 2-го курса бакалавриата

Наступила моя вторая студенческая осень. До сих пор мне сложно поверить, что первый курс в лучшем вузе страны на самом лучшем факультете – позади...