Отзывы студентов на мастер-класс Дмитрия Бозина


Фото мастер-класса

Бай Юньлу, 1-й курс магистратуры

Выступление Дмитрия Бозина — это не просто рассказ о профессии, это глубокое погружение в философию актерского существования, в метафизику театра и природу творчества. Его монолог, богатый образами, личными историями и поэзией, раскрывает несколько фундаментальных принципов подхода к искусству, как его понимает актер.

1. Трансформация и «божественная энергия» актера

Ключевая мысль, пронизывающая все выступление, — способность актера к преображению. Бозин иллюстрирует это на примере стихотворения Николая Заболоцкого «Мне жалко, что я не зверь...». Он подчеркивает, что фраза «мне жалко, что я не...» — это не отрицание себя, а тоска по безграничным возможностям бытия. Актер, обладая «божественной энергией», может мысленно стать кем угодно: орлом, червем, чашей, звездой. Это и есть суть профессии — отказ от своей человеческой природы ради того, чтобы вместить в себя всю вселенную. Эта идея напрямую связана с его ролями (Саломея, Федра, Воланд), где он играет не просто людей, а стихии, мифы, архетипы.

2. Магический реализм как метод существования

Бозин прямо называет свой метод «магическим реализмом». Это не внешний прием, а внутреннее состояние, когда метафора становится физически ощутимой. Например:

· Режиссерские подсказки: Появление его персонажа в «Трапезонском царе» на высокой конструкции в начале спектакля — это не просто место действия, а визуализация его внутренней трагической судьбы, «точки невозврата».

· Пространство как соавтор: Декорации (гигантский стол, железные ворота, пирамида) — это не фон, а активные участники действия, которые диктуют пластику и меняют самочувствие персонажа. Импровизация, вызванная отсутствием декораций на гастролях, — еще одно доказательство того, что суть не в антураже, а в способности актера наполнить смыслом любое пространство.

3. Лабиринт как формула познания

Лабиринт — это не ловушка, а формула постижения. В нем можно «поселиться» в одной комнате (удобной трактовке, найденном приеме), но всегда найдется дверца, ведущая дальше, на новый уровень понимания. Это призыв к вечному поиску, к отказу от художественной лени. Этот принцип объясняет, почему ему близки сложные, мистические, многослойные произведения (Андреев, Волошин, античная трагедия).

4. Отношения со зрителем: исчезнуть, чтобы явиться

Его главная актерская цель — «исчезнуть». Как буквы, которые мы не видим, читая книгу, так и актер должен стать проводником образа, а не его яркой, но пустой оболочкой. При этом он должен быть чутким к зрителю, не игнорировать его (история с зевающим зрителем), а вступать в диалог, иначе возникает «трещина» и разрушается магия.

5. Ответы на ключевые вопросы аудитории

· О таланте и упорстве: Бозин считает, что легко данный талант часто приводит к скуке и стагнации. Главное — не способности, а «стержень», терпение и готовность годами набираться опыта, даже в эпизодах. Успех приходит к тем, кто «терпеливо ждет» и не отступает, даже если им говорят «это не твое».

· О «своем направлении»: Он иронично отрицает авторство «экологического театра», подчеркивая, что его метод — это следствие ролей, которые он играет. Чтобы играть мифологических персонажей, он вынужден был изучать эзотерику, философию, древнюю литературу. Форма его искусства рождается из содержания роли.

· О внутреннем счастье: Его источник — не философия, а глубокое, детское ощущение счастья, заложенное родителями, которые учили его видеть лучшее в настоящем, а не ждать его в будущем.

Для Дмитрия Бозина актер — это мистик, философ и исследователь. Его профессия — это путешествие в лабиринтах мировой культуры и человеческой души с целью найти не просто персонажа, а «пространство, где еще ничего нет», и оттуда явить зрителю подлинное чудо — чудо преображения и соприкосновения с вечностью. Этот мастер-класс — мощный призыв к тому, чтобы не бояться сложности, искать глубину и всегда помнить, что искусство начинается там, где заканчиваются привычные границы «я».

 

Вероника Дроздова, 2-й курс бакалавриата

«Лабиринт — формула постижения», — сказал Дмитрий Бозин. И, пожалуй, именно эта фраза лучше всего передаёт атмосферу встречи со студентами. Он говорил о том, что творчество нельзя свести к набору приёмов: это путь, в котором нет готовых ответов. «Нельзя давать советы — важен опыт терпения». И действительно, эти слова точно описывают реальность творческой профессии, где самым надёжным ориентиром становится внутреннее ощущение и честность перед собой. 

Запомнился момент, когда Дмитрий Станиславович прочитал стихотворение «Мне жалко, что я не зверь». В зале воцарилась полная тишина. Казалось, время остановилось — каждое слово отзывалось в зрителях, заставляя дышать в унисон с актёром и проживать стихотворение вместе с ним. 

Затем он поделился историями из работы в театре Романа Виктюка, вспомнил гастроли, импровизации, и размышлял о том, как зрители быстро привыкают к образу актёра. Но именно поэтому, по его словам, так важно оставаться живым, непредсказуемым и настоящим. 

В завершение встречи прозвучала мысль, ставшая для меня своеобразным девизом: «То, что сейчас — лучшее. Никогда не говори: сейчас плохо, а потом будет лучше». Эти слова подвели итог всему сказанному и оставили после себя тишину осознания и вдохновения.

Мастер-класс Дмитрия Бозина — встреча не просто с актёром, а с человеком, который помогает почувствовать дыхание театра внутри самого себя.

 

Григорий Ясинский, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Бозина произвёл сильное впечатление. Особенно поразила мысль о том, что актёру не нужно давать советов — каждый человек может раскрыться сам, если чувствует сцену. Дмитрий показал, что даже тот, кому когда-то сказали, что актёрство «не его», способен стать настоящим мастером, если верит в себя и работает с душой.

Не меньше удивил сам талант Дмитрия. Его игра была живой и яркой: образ чёрта, исполненный с невероятной выразительностью, рассмешил зал. А пародия на голос бабушки — тонкая, смешная и при этом по-доброму точная — показала, насколько он чутко Дмитрий владеет интонацией.

 

Ирина Лобацкая, 2-й курс бакалавриата

Дмитрий Бозин вошел — и сразу привлек всеобщее внимание уже одним своим образом, в котором явно читались столь нетипичные для нашего европейского взгляда восточные мотивы. Привлек — и держал до самого конца мастер-класса.

Талантливый актер, он до замечательного чисто и искренне читал Введенского. «Мне жалко, что я не зверь, / бегающий по синей дорожке, / говорящий себе: поверь, / а другому себе: подожди немножко...» — говорил Дмитрий, а в аудитории было поразительно тихо: у каждого хоть немного захватило дух, в каждом прочитанные строки хоть немного откликнулись. Это стихотворение — лабиринт, а «лабиринт — это формула постижения», заметил Дмитрий. Постижения себя, мира вокруг и сути бытия. В нашем сегодняшнем госте удивительно сплелись два начала: творческое и философское.

Через весь разговор тянулась красной нитью тема — театр и жизнь в искусстве. Главный принцип Дмитрия Бозина: «Я хочу, чтобы люди не видели меня, когда я на сцене». Значит — полностью раствориться в персонаже. Значит — отрешиться от личного и посвятить себя людям и творчеству. Это актерское правило, как никогда достойно уважения. В настоящем искусстве нет места самолюбованию. Только если актеры, режиссеры — все, откажутся от тщеславия, тогда и только тогда искусство сможет достичь своей высшей цели и докричаться наконец до толпы.

 Но самый важный урок я получила в самом конце мастер-класса. Урок этот имеет отношение не к театру, но к жизни. Такие слова говорили Дмитрию еще его родители, а теперь он передал их нам: «То, что есть сейчас, — лучшее». Пожалуй, это знание стоит обдумать — тогда, быть может, и начнем смотреть на мир широко открытыми глазами. Тогда, быть может, и сделаем свою жизнь ярче.

 

Полина Лысикова, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Станиславовича Бозина был невероятно интересный. 

Во-первых, Дмитрий Станиславович сам по себе не ординарная личность. Он обладает невероятной харизмой и притягивает словно магнитом внимание публики.

Во-вторых, у актера глубокое познания в разных сферах жизни, его рассказы о мифологических существах завораживают и заставляют погрузиться в отдельный мир.

В-третьих, Дмитрий Бозин перевоплощается в разных персонажей прямо на глазах у зрителей. Он даже без декораций и реквизита меняет роли и предстает в новом облике. 

Кроме того, у актера невероятное чувство юмора! Общаясь с ним, чувствуешь, как открывается второе дыхание и желание творить!

 

Иван Дранощук, 1-й курс бакалавриата

Всегда приятно видеть вне сцены настоящего профессионала театрального искусства. Дмитрий удивительной харизмы человек, прекрасный оратор, и я уверен не менее талантливый педагог. Откровенные истории, показывающие, как работать с ролью, с особенностями психологии персонажа, взаимоотношения с другими участниками труппы — всё это весьма полезно и применимо в телевизионной индустрии. Манеры Дмитрия, интонации, и стиль в целом, когда он читает стихотворения или просто цитирует тексты прозы по-настоящему завораживает и погружает в какое-то немыслимое мифическое состояние. Огромное спасибо всем организаторам данного мероприятия за такую редкую возможность непосредственного общения с таким гением театральной жизни!

 

Ксения Анисимова, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Бозина вышел за рамки обычного обсуждения профессиональных секретов. Это было путешествие в философию творчества, начавшееся со стихотворения Введенского «Мне жалко, что я не зверь», сразу задавшего тон глубокого размышления о человеческой природе и её проявлениях в искусстве.

Фраза «Чем горше пилюля, тем она действеннее» прозвучала как призыв не бояться трудностей и вызовов в профессии. Её дополнила мысль о том, что формальные оценки не определяют путь актера: «можно получить хорошую оценку и не стать актером, а можно получить плохую, но упереться рогом и стать известным». Это вдохновляющая перспектива для молодых артистов, акцентирующая внимание на личном упорстве и таланте.

Концепция «мифологики» – как логики, способной породить миф из человеческого чувства или видения – открывает простор для создания уникальных, запоминающихся архетипов и символов.

Главное кредо Бозина – чтобы актера не видели на сцене, а зрители по средствам него путешествовали в своей голове – является основой актерского мастерства. Это не самолюбование, а высшая степень служения искусству, когда актер становится проводником в мир зрительского воображения и чувств.

Завершающей мыслью мастер-класса стала идея о важности момента: «то, что есть сейчас – лучшее, потом можно сделать еще лучше, но нельзя говорить, что пока плохо, а потом уже будет лучше». Эти слова напоминают о необходимости сохранять позитивный настрой и ценить каждый миг, что помогает как в карьере, так и в жизни.

Мастер-класс Дмитрия Бозина – это не просто набор советов, а вдохновляющее размышление о смысле и методах творчества, которое, безусловно, обогатит каждого, кто стремится к глубокому и осмысленному искусству.

 

Ирина Сенчихина, 2-й курс бакалавриата

Я не могу сказать, что была на мастер-классе, скорее, я посетила маленький театральный спектакль, театр одного актера — Дмитрия Станиславовича Бозина. 

Я не видела перед собой именно его. Я растворилась в многочисленных таинственных и затягивающих образах, создаваемых им. Наверное, Дмитрию Станиславовичу было бы приятно это знать, ведь он хочет, чтобы на сцене видели не его, а форму души, чтобы зритель совершал путешествие в необъятное пространство. 

 Интеллигентный, очень начитанный и с тонкой душевной организацией человек — сейчас это, к сожалению, большая редкость в актерской среде, но знания никогда не мешают, тут я согласна с нашим деканом — Виталием Товиевичем Третьяковым. Дмитрий Бозин абсолютно счастлив, и это видно не только по его словам, но и по глазам, действиям. У нашего гостя простое, но очень правильное отношение к реальности, сформированное ещё его родителями: «То, что есть сейчас — лучшее!». И ведь действительно: никогда нельзя откладывать свои идеи, желания на "более благодатный" период, каждый этап жизни, каждый день уникальны, и только мы решаем, как устроить мир вокруг нас. Главное, не делать вид, что ничего не происходит вокруг. 

Я безумно люблю театр и все, что с ним связано. Иногда мои друзья говорят мне, что я не понимаю современный театр. Действительно, я не всегда оцениваю по достоинству театральные переработки, но я очень сильно стараюсь всё-таки расширить свои представления о театральном искусстве. Поэтому встреча с человеком, который занимался преимущественно не классическим театром, была мне необходима. Он процитировал слова своей дочери, казалось бы, очевидные, однако для моей души это стало открытием: «Чтобы заниматься интерпретациями, нужно идеально знать произведение». Я оценила свой театральный опыт: я не могу сказать, что основы всех неклассических спектаклей, посещенных мною, были изучены досконально. Именно поэтому мне и непонятно. Я ушла с новым списком литературы, который начала читать сегодня же: столько интересных, страшных, мистических пьес буквально мимолётно упомянул Дмитрий Станиславович, но от этого прочитать их захотелось только сильнее.

 Наша встреча с Дмитрием Бозиным началась со стихотворения Введенского «Мне жалко, что я не зверь». Это стихотворение я знала до встречи с Дмитрием Станиславовичем, оно очень близко мне. Для меня это стихотворение про постоянный поиск себя, метание, бесконечную рефлексию. В какой-то степени я иду с ним по жизни, поэтому услышать его сегодня мне было очень приятно. Нашему гостю удалось притянуть и удержать внимание всей поточной аудитории, ни одного лишнего звука не было слышно. Это настоящий актёр, способный шепотом говорить громче, чем все студенты разом.

 

Иван Горбунов, 1-й курс бакалавриата

«Человек-солнце» – именно так я могу описать Дмитрия Бозина. Его мастер-класс получился живым, весёлым, непосредственным и поднял нам, студентам, настроение.

С первых же секунд гость привлёк наше внимание своими харизмой и неотразимой улыбкой. Лектора было приятно слушать: его голос звучал успокаивающе; он, как бархат, смягчил напряжение, которое естественно, когда ты выступаешь перед большой аудиторией.

Дмитрий Станиславович поделился мудрыми и ценными советами (в частности, чтобы научиться навыку импровизации, необходимо перестать делать вид, что ничего не происходит. Нужно действовать здесь и сейчас, чтобы зритель поверил в искренность твоих действий).

Также мне очень понравилась аналогия, которую привёл гость: он сравнил человеческую жизнь с лабиринтом, где люди постоянно ищут входы и выходы, чтобы лучше познать себя, свои потребности и способности. 

Весёлые истории из своей профессии, которые рассказал Дмитрий Станиславович, не оставили никого равнодушным и зарядили позитивной энергией и хорошим настроением на целый день.

В заключение я хочу сказать, что мастер-класс Дмитрия Бозина напоминал скорее не обычную лекцию, а йогу или антистресс-тренинг. Я вмиг забыл о проблемах и невзгодах, когда начал слушать гостя. Очень сильно надеюсь, что он вновь посетит стены нашего вуза.

 

Мария Гущина, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Борзина – это не просто встреча, это настоящее событие, которое переворачивает сознание и дарит мощный импульс к творческому переосмыслению. С первых минут стало ясно, что перед нами не просто актер, а глубокий мыслитель, способный вести за собой в самые потаенные уголки искусства.

Дмитрий затронул важнейшую тему – безграничные возможности нашего внутреннего мира. По его словам, «в наших мозгах мы легко путешествуем и можем быть кем хотим». Эта мысль стала ключом к пониманию свободы творчества, позволяющей актеру или любому художнику, творцу воплощать любые образы и состояния, преодолевая видимые границы. Это мощное напоминание о том, что главный инструмент творчества – это мы сами и наше воображение.

Особенно глубоко отозвались рассуждения о «создании формы души». Это не просто работа над ролью, а некий сакральный процесс, ведущий к полному погружению. Именно в такие моменты, как подчеркнул Дмитрий, происходит «вход в вечность» – когда искусство становится выше времени и обыденности, позволяя прикоснуться к чему-то по-настоящему великому.

Он учит, что истинное творчество требует полной отдачи и готовности стать проводником для высших смыслов. Мастер-класс был наполнен призывом к настоящей самоотдаче. Фраза «идти до конца» напоминает о необходимости полной включенности, не останавливаться на полпути в стремлении к совершенству, будь то в творчестве или в жизни. Это был не просто совет, а скорее кредо, которым руководствуется сам Дмитрий Борзин.

В целом, мастер-класс Дмитрия Борзина – это мощный импульс к переосмыслению собственного пути, это вдохновение и четкое понимание того, что настоящий «творец», будь он художником, актером, режиссером или оператором, всегда находится в поиске и готов идти до конца.

 

Лолита Черкашина, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Бозина оставил очень приятное впечатление чего-то загадочного и таинственного. Он невероятно интересный человек с огромным багажом знаний. Это заметил даже Виталий Товиевич: «Не слишком ли вы много знаете для актера?» Когда Дмитрий Станиславович декламировал нам стихотворение Введенского, в аудитории воцарилась абсолютная тишина и невероятная атмосфера, каждый присутствующий увлечено наблюдал за героем мастер-класса. Меня поразили его чувствительность и особое понимание мира. До мастер-класса мне удалось взять у него небольшое интервью. Общаться с Дмитрием Станиславович было сплошное удовольствие. Он рассказал о своих предпочтениях в контенте, предложил свое видение для улучшения отечественного телевидения с помощью формулы «лабиринта». Дмитрий Бозин считает лабиринт формулой постижения, ведь это конструкция с множеством вариаций, с помощью которой всегда можно создать что-то новое. Встреча с Дмитрием Станиславом, бесспорно, оставит глубокий след в моей памяти, получив от нее «новые смыслы», хочется размышлять и бродить в своем собственном лабиринте в поисках новых идей.

 

Александра Жеребцова, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Бозина произвел на меня глубокое впечатление благодаря своей философской глубине и проникновенному подходу. Особенно запомнилась мысль о «входе в вечность» — это не просто метафора, а приглашение задуматься о бесконечности нашего внутреннего мира и возможностей.

Он очень убедительно рассказал, как в нашем сознании мы можем путешествовать в любые измерения, быть кем угодно и переживать любые роли. Это ощущение свободы и безграничного творчества вдохновляет идти дальше и смело выражать себя.

Отдельно хочется отметить идею идти до конца «создания формы души». Дмитрий показал, что это не просто путь самосовершенствования, а процесс глубокого и постоянного творчества, в котором важно не останавливаться на полпути.

Также очень интересным был его рассказ о театре Романа Григорьевича Виктюка — это позволило лучше понять тонкости театрального искусства и вдохновение, которое можно черпать из жизни и творчества великих мастеров.

 

Софья Деева, 1-й курс бакалавриата 

Есть моменты, когда ты сидишь в аудитории, а затем, словно по щелчку, оказываешься в другом измерении. Именно это произошло на мастер-классе Дмитрия Станиславовича Бозина  От привычных лекционных стен до самого настоящего театра — путь оказался короче, чем можно было представить.

С первых минут стало понятно: здесь нет места скучным терминам и «пустым» разговорам. Дмитрий Станиславович не рассказывал о театре, он создавал его прямо здесь и сейчас. Он говорил о том, как увлечь зрителя в «тонкие и сложные миры», и сам без труда переносил нас туда, используя лишь голос, жесты, выразительное чтение и глубочайшее понимание человеческой души. Мы не просто слушали — мы погружались, чувствовали, проживали.

Особенно поразило, как легко и органично он соединяет, казалось бы, несоединимое: академическую строгость своего образования, «дерзкую экспрессию» Виктюка и глубокую философию мифа. Было очевидно, что его слова о «прикосновении к тайне» — это не пустые слова, а сердцевина его метода. Он показал, как через актерское мастерство можно не только рассказать историю, но и затронуть глубинные струны души, пробудить что-то древнее, архетипическое.

Мастер-класс Дмитрия Бозина стал возможностью ощутить его живой, пульсирующий организм. Это прививка от равнодушия, приглашение к размышлению и, самое главное, напоминание о том, что настоящее искусство всегда выходит за рамки сцены, проникая в каждого, кто готов прикоснуться к тайне.

Всем, кто хоть раз задавался вопросом о магии театра, о том, как искусство может изменить человека, и кто ищет глубины в современном мире — настоятельно рекомендую не упустить шанс соприкоснуться с творчеством Дмитрия Станиславовича Бозина. Это не просто мастер-класс, это переживание, которое оставит после себя не «новое знание», а новую оптику, новый взгляд на мир.

 

Анна Титенина, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс Дмитрия Бозина стал для меня ценным и вдохновляющим опытом. Его подход к работе актера, внимание к деталям и способность донести сложные техники до слушателей поражают и восхищают одновременно. 
  Дмитрий Станиславович уделил особое внимание импровизации, что всегда важно для работы на телевидении и в кино. Было здорово услышать реальные истории о случайных, незапланированных действиях на сцене. Мне кажется, актер дал очень полезный совет – не игнорировать обстоятельства, которые подталкивают к импровизации, а постараться расслабиться и красиво выйти из ситуации. Особенно понравилось его исполнение стихотворения Введенского «Мне жалко, что я не зверь». У этого стихотворения очень неоднозначный философский смысл, оно заставляет задуматься о месте человека в мире, при этом его можно интерпретировать как рассуждения актёра о своём творческом пути. 
  Общение с Дмитрием Бозиным было наполнено искренней заинтересованностью и профессиональной компетентностью. В ходе мастер-класса я получил не только новые профессиональные знания, но и мотивацию к дальнейшему развитию в области актерского мастерства. Я уверена, что такие мероприятия незаменимы для студентов, стремящихся к профессиональному росту и пониманию современного театра и кино.

 

Регина Мугтабарова, 2-й курс бакалавриата

Гость много философствовал, заставляя аудиторию задуматься над сутью творчества. Его фраза: «Лабиринт — это формула постижения, где есть входы и выходы», - стала одной из ключевых мыслей мастер-класса, намекая на постоянный поиск Бога и обретение смыслов в искусстве и жизни. И, конечно, его определение театра: «Театр — это прийти, погрузиться, а потом это раствориться навсегда», как мне кажется, что через эту фразу передается вся многогранность и неотвратимость театрального процесса.

Также я поняла, что на сцене важна спонтанность, и «нужен поток, чтобы тебя осеняло», чтобы уметь импровизировать в моменте.

 Однако, самым ярким и личным моментом стало повествование о подготовке к роли Рудольфа Нуриева. Для меня эта история приобрела особый смысл, ведь я знакома с биографией великого танцовщика, так как родом он из моего родного города.

То, как актер подошел к поиску внутренней сути этого гениального артиста меня поразило.

 Мастер-класс Дмитрия Станиславовича Бозина подарил вдохновение, а также возможность прикоснуться к истинному искусству. Все это расширило мои горизонты и заставило по-новому взглянуть на театр и творческий процесс.

 

*сохранены авторская орфография и пунктуация


Возврат к списку