Отзывы студентов на мастер-класс Бондаренко В.А.


Фото мастер-класса

Алина Мосесова, 2-й курс бакалавриата

В эпоху стремительного визуального потока, когда каждый день рождаются тысячи новых кадров, особенно ценно услышать тех, кто умеет видеть за изображением время, смысл и историю.

Мастер-класс Валерии Анатольевны Бондаренко, продюсера по хронике документальных фильмов и кандидата искусствоведения, стал настоящим открытием для всех, кто интересуется журналистикой. Тема встречи — «Кинохроника — запечатлённое время» — прозвучала не просто как профессиональный термин, а как философское осмысление того, что кино способно сохранять дыхание эпохи. Валерия Анатольевна не только рассказала о том, как создаётся и используется хроника, но и показала, как выглядят настоящие киноархивы — живые свидетели истории, в которых бережно хранятся кадры прошлого.

Валерия Анатольевна отметила, что работа с хроникой требует особого взгляда, внимательности и искреннего интереса к документам. Она подчеркнула, что эта профессия — «для любителей», для тех, кто готов вникать в детали. Важно понимать совместимость хроники с местом, временем и персонажами, так как ошибка в этих нюансах способна исказить историческую правду.

Завершая встречу, Валерия Анатольевна сказала простую, но глубокую истину: «Всегда нужно задавать себе вопрос — зачем я это делаю». Для будущих документалистов и журналистов мастер-класс является очень полезным. Он помог понять, насколько важно осознанно подходить к каждому кадру и к самому процессу создания фильма. Ведь по тому, как человек работает с хроникой, можно многое сказать о нём как об авторе.

 

Софья Исакова, 1-й курс бакалавриата

Валерия Анатольевна предоставила четкую структуру работы с архивными материалами, что может упростить процесс работы с кинохроникой мне в будущем. Хочется выделить подготовленность гостьи - она использовала презентацию, видео и фото для демонстрации примеров. Особое внимание было уделено практической стороне - принципам работы Госфильмофонда и порядок доступа к архивам.

Теперь я понимаю необходимость тщательного изучения исторического контекста. Например, мы не можем вмонтировать кадры осени 1980 года в фильм про Олимпиаду, которая проходила в июне. Всегда найдутся люди, которые обнаружат историческую неточность, и тогда у нас получиться не продукт, а фейк.

У меня появилась конкретная цель углубить знания истории для работы над будущими проектами, чтобы гарантировать точность фактов и качество визуального материала.


Ван Сюэцянь, 1-й курс магистратуры

Запечатленное время: Урок ответственности и мастерства

Недавно мне посчастливилось посетить мастер-класс выдающегося российского кинокритика и специалиста по документальному кино – Валерии Анатольевны Бондаренко. Тема, посвященная роли и использованию кинохроники в создании документальных фильмов, оказалась невероятно глубокой и познавательной, открыв для меня новые грани понимания кинодокументалистики. С самого начала Валерия Анатольевна задала тон, определив кинохронику как «Запечатленное время». Эта емкая фраза стала лейтмотивом всего занятия. Она на примерах, таких как передача «Запечатленное время», показала, как хроникальные кадры оживляют прошлое, создавая мощный визуальный фон и донося до зрителя подлинную атмосферу эпохи. Особенно ценным был ее подробный рассказ о работе с архивами. Я была поражена, узнав, насколько это сложный и регламентированный процесс: от написания гарантийного письма до необходимости заранее заказывать просмотр и долгого ожидания оцифровки. Это заставило меня по-новому осознать ценность каждого кадра и титанический труд архивистов. Главный вывод, который я для себя сделала – это «абсолютная важность достоверности». Валерия Анатольевна настойчиво повторяла, что хроника должна строго соответствовать месту, времени и историческому контексту. Примеры с Московской Олимпиадой-80 или кадрами Великой Отечественной войны наглядно показали, что любая неточность будет сразу замечена и подорвет доверие ко всему фильму. В ходе живой дискуссии были затронуты и современные вызовы, такие как использование искусственного интеллекта для улучшения качества изображения. Мне очень импонировала взвешенный подход лектора: технологии – это инструмент, но они не должны искажать историческую правду. Ценность хроники именно в ее аутентичности. Личный опыт Валерии Анатольевны в работе над циклом «Исторические хроники», где приходилось не только работать с пленкой, но и искать документы и газеты в архивах, был невероятно вдохновляющим. Это показало мне, что создание документального кино – это не только творчество, но и глубокая исследовательская, почти детективная работа, требующая терпения, знаний и тесного сотрудничества с режиссерами и историками.

Мои основные выводы:

1.     Ответственность перед историей — каждый кадр в документальном фильме несет правду, которую мы обязаны тщательно сохранять. 2. Профессионализм в деталях — работа с архивами требует глубоких знаний и тщательной подготовки. 3. Баланс между техникой и правдой — современные инструменты можно и нужно использовать, но не в ущерб достоверности. 4. Сила командной работы — высококачественные произведения рождаются на стыке режиссуры, исследований и архивной работы. Этот мастер-класс не только обогатил меня профессиональными знаниями, но и зажег еще больший интерес к документальному кино. Я искренне благодарена Валерии Анатольевне за ее щедрый опыт и нашим организаторам за такую ценную возможность.

 

Алиса Старкова, 1-й курс бакалавриата

Где найти видеоматериал для документального фильма о Новом Уренгое? Как режиссеру документального кино показать старую Москву? Как отобрать нужные кадры для научного фильма? 

На эти и многие другие вопросы может ответить Валерия Бондаренко - «следователь» в мире кинохроники.

На мастер-классе продюсер поделилась тонкостями работы над документальными проектами.

Никогда раньше я не задумывалась о важности деталей в материале кинохроники: какие у солдат, бегущих в атаку, погоны, что за каски на них надеты. Но оказывается, это очень важно: внимательный зритель заметит несоответствие между годом, о котором рассказывается в фильме, и годом, в который материал был снять. После этого примера, приведенного Валерией Анатольевной, я стала серьезней и внимательнее относиться к профессии людей, работающих с «запечатленным временем» - кинохроникой.

 

Ксения Анисимова, 2-й курс бакалавриата

Мастер-класс произвёл большое впечатление. Валерия Анатольевна чётко объяснила важность понимания исторического контекста, в котором используются архивные кадры, и подробно описала алгоритм работы с хроникальными материалами — от поиска нужного момента в архивах до оформления запросов и копирования. Особенно ценно, что Валерия подчеркнула необходимость глубокого знания темы, чтобы хроника не стала пустой картинкой, а отражала подлинную правду времени, места и персонажей.

Кроме того, Валерия Анатольевна подчеркнула ответственность создателя фильма за достоверность и смысловое соответствие хроники. Её опыт продюсера хроники, участие в масштабных проектах и профессиональный взгляд делают этот мастер-класс не только полезным, но и интересным для всех, кто интересуется историей и искусством документалистики.

 

Григорий Ясинский, 1-й курс бакалавриата

Мастер-класс с Валерией Бондаренко произвёл на меня огромное впечатление. Он был на тему кинохроники. Гостья рассказывала об архивах, я удивлялся всё больше и больше. Не ожидал, что получить архивные кадры настолько сложно и дорого. Ещё больше поразило, что многие люди до сих пор лично приезжают в архивы и смотрят плёнки вживую, потому что часть материалов так и не оцифрована. Оказывается, существуют огромные пленочные библиотеки, где хранятся уникальные кадры, и работа с ними требует исследовательского подхода и огромного терпения.

 

Софья Деева, 1-й курс бакалавриата

Мастер‑класс Валерии Анатольевны Бондаренко в Высшей школе телевидения произвёл на меня сильное впечатление. Ее выступление - некая грань между теоретической глубиной, гармонично сочетающейся с практической пользой. Хочу заметить, что каждое замечание спикера было сделано с опорой на многолетний опыт работы с хроникально‑документальными материалами: от работы над циклом «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» до современной продюсерской практики. По моему мнению, это придавало её рассказам особую значимость, а также усиливало мою личную симпатию к Валерии Анатольевне как к профессионалу в своей области.

Но мастер‑классе меня заинтересовал не только объемом полученных знаний, но и конкретикой. То есть чёткие ответами на все интересующие нас вопросы, ответы на которые были будто «разложены по полочкам». Мы узнали обо всем: критериях отбора архивных кадров, практических приёмах верификации источников и услышали советы по работе с хроникой, которые действительно помогут решить, где помощь архивов сможет усилит повествование, а где лучше не следует прибегать к их использованию.

Особенно ценным для меня оказался акцент на практическом материале, взятом для демонстрации нам из архивов Валерии Анатольевны. Это мне очень запомнилось, а также, благодаря просмотру сюжетов, я легко включилась в тему нашего мастер-класса.

Затем гостья напомнила нам, что манипуляция хроникой в угоду эффекта может исказить историческую правду и подорвать доверие зрителя. Если я решу в будущем работать с документалистикой, то данное практическое требование к качеству фильмов и точности исторических данных очень мне пригодится.

Сам формат сегодняшнего мастер‑класса поддерживал живую дискуссию: «детальная» обратная связь и доброжелательная критика. Это позволило занятию стать более динамичным и продуктивным, а рекомендации спикера звучали как советы, за которыми стоит глубокое понимание зрительского восприятия и кинематографической этики.

Подводя итог, мне хочется сказать, что данный мастер-класс внес ясность в сферу хроники и документалистики, а также увеличил мою мотивацию изучать эту область телевидения. После лекции я не только поняла, какие решения необходимо принимать в работе с хроникой, но и почувствовала некоего рода ответственность за сохранение материалов прошлого в хранилищах нашего города. Спасибо Валерии Анатольевне за столь содержательное и вдохновляющее занятие.

 

Ирина Лобацкая, 2-й курс бакалавриата

Сегодня мы познали таинство работы с запечатленным временем — кинохроникой. Ключом тайн стал для нас мастер-класс Валерии Анатольевны Бондаренко — продюсера по хронике документальных фильмов.

Редкий режиссер-документалист, особенно если речь идет об историческом кино, обходится без кинохроники. «Хроника дает… формирование смыслов фильмов», — сказала нам Валерия Анатольевна, и это действительно так. Поэтому хроника — материал, требующий самого бережного обращения, точной проверки на соответствие историческим реалиям. Мы не можем ошибиться — преднамеренно или произвольно — на пару лет, показать вместо 1941 года 1943 год, потому что мы, создатели документального фильма, в ответе за формирование зрительского сознания и его отношения к поднятой теме (к тому же всегда найдется среди зрителей человек, который разбирается в теме предельно хорошо — нельзя дать ему повод усомниться в качестве картины).

Валерия Анатольевна сравнила работу с кинохроникой с разведывательной работой. Ты ездишь по архивам, отсматриваешь материал с самой настоящей пленки, отбираешь нужное режиссеру, разбираешься в специфике каждого исторического периода — чем не работа следователя, только от искусства? Такой рассказ Валерии Анатольевны о своей профессии действительно смог пробудить во мне интерес к продюсированию кинохроники.

Кроме всего прочего, Валерия Анатольевна — что немаловажно — рассказала нам о конкретных источниках, к которым чаще всего прибегают при создании документального кино: об архивах отечественных и зарубежных, о том, как проходит работа с ними. Оказывается, тонкостей в этом деле значительно больше, чем может показаться на первый взгляд.

Более чем уверена, что рано или поздно мне придется обратить свой взгляд в сторону документального кино, и потому эта встреча стала для меня одной из полезнейших с профессиональной точки зрения.


Иван Горбунов, 1-й курс бакалавриата

Главный урок, который я извлёк из сегодняшнего мастер-класса, звучит следующим образом: нужно тщательно подбирать и проверять информацию и хронику при создании исторического документального фильма, чтобы не вводить в заблуждение зрителей и не создать репутацию дилетанта или обманщика. В 2025 году, когда на каждого человека ежедневно вываливается целый океан новостей и историй, многие из которых оказываются фейками, жизненно важно развивать навык критического мышления.

Гостья рассказала нам о процессе создания документальных фильмов, а также раскрыла несколько нюансов, которые обыватель никогда бы не заметил. Например: оказывается, что многие кадры и хроники, используемые в кинокартинах, собирают с миру по нитке, «обыскивая» архивы по всему свету. Также, некоторые видео-, фото- и аудиоматериалы студии берут напрокат или покупают за баснословные деньги, хотя я раньше думал, что их студиям предоставляют бесплатно.

Что касается самой Валерии Анатольевны, то она с первых же секунд произвела впечатление вежливого, спокойного и эрудированного человека. Всегда приятно общаться с умными людьми и слушать их.

 

Анастасия Акчурина, 2-й курс баалавриата

Хроника рождается в наших глазах! Кто бы мог подумать? Даже наша запись мастер-класса с Валерией Бондаренко — это в каком-то роде тоже хроника, которая пригодится в будущем, возможно, новым поколениям для рассказа о нашем времени.

Мастер-класс был очень интересен, и даже несмотря на то, что я работала в этот раз в аппаратной студии, я не могла оторваться и с восхищением слушала о самой главной роли кинохроники - показать зрителю то, как было на самом деле, ведь сейчас, в эпоху компьютерных технологий, есть очень много материалов, в том числе сгенерированных искусственным интеллектом, которые могут вводить людей в заблуждение. И поэтому, я считаю, только хроника может взять на себя ответственность рассказа о действительности былого. 

Благодаря Валерии Бондаренко я узнала, как можно использовать хронику в своих будущих проектах и где ее можно найти. В этот раз мастер-класс был построен на том, как именно нам находить видеоматериалы, а не с какой подачей нам стоить подходить к созданию нашего контента, и это была весьма полезная информация, которую очень сложно найти без помощи эксперта-киноведа. Именно поэтому этот мастер-класс стал уникальным.

 

Софья Волкова, 2-й курс бакалавриата

Особенно ценным было погружение в специфику работы с хроникой в документальном кино.

Валерия подчеркнула, что «Госфильмофонд формировался с самого начала, как образовался СССР, и все фильмы, которые демонстрировались, должны были где-то храниться. Соответственно, они там и хранятся». Это понимание масштабов и значимости архива сразу создает ощущение сопричастности к истории.

Было интересно узнать о процессе отбора материала: «В принципе, режиссеры-документалисты стараются сами приезжать, сами отсматривать, но иногда по каким-то причинам у них нет времени или они доверяют редактору». Этот момент подчеркивает важность как личного погружения, так и доверия к команде.

Самым важным, пожалуй, стала мысль о значении хроники для восприятия прошлого: «Хроника важна, потому что она дает понимание о людях в прошлом, она дает формирование смысла фильма, и она создает визуальный фон». Действительно, архивные кадры не просто иллюстрируют, а создают эмоциональную связь с ушедшей эпохой.

Особенно остро прозвучало предостережение об исторической достоверности: «Если вы берете хронику, то она обязательно должна соответствовать месту, времени и персонажам, о которых идет речь». Эти слова подчеркивают, что работа с хроникой – это большая ответственность.

И конечно, ключевым является понимание замысла режиссера: «Должен быть очень хороший контакт с режиссёром, или, если вы сами режиссёр, то должны сами понимать, что вам нужно, то есть полностью погрузится в тему». Только полное погружение в тему, тонкое понимание задач, стоящих перед фильмом, позволяет создать действительно сильный и правдивый документальный рассказ с использованием хроники.

Мастер-класс оказался очень информативным и вдохновляющим. Он дал четкое понимание, как сложно, но при этом увлекательно работать с хроникой, чтобы создавать правдивые и эмоционально цепляющие документальные фильмы.

 

Вероника Дроздова, 2-й курс бакалавриата

Встреча с Валерией Анатольевной Бондаренко напомнила, что работа с хроникой — это особое искусство, требующее внимательности, вкуса и любви к деталям. Она рассказала о работе с архивами и объяснила, что каждое изображение в документальном фильме должно «жить» в своём времени и месте — любое несовпадение или ошибка будут бросаться в глаза даже неискушённому зрителю. 

Профессия продюсера по хронике — для тех, кто умеет чувствовать материал, видеть в старых плёнках дыхание эпохи и подбирать кадры, способные точно передать дух времени. Это скрупулёзная, но невероятно увлекательная работа, где важна точность историка и режиссёра. 

После мастер-класса особенно остро ощущаешь, как много в документальном кино зависит от правильного выбора хроники — от умения «взять то, что нужно» и не нарушить подлинность происходящего на экране.

 

Ирина Сенчихина, 2-й курс бакалавриата

Я не думала, что профессия продюсера по хронике может быть настолько тяжёлой и в равной степени интересной. Когда-то в детстве я хотела стать следователем, и, вдруг, я слышу, что можно заниматься розыскной работой не только в следственном комитете. Продюсер по хронике — вот, кто настоящий сыщик!

Мне крайне близки ее творческие принципы: ответственность за свои поступки, максимальное приближение к реальности, необходимость объяснения в том числе и себе каждого используемого приема.

Видно, что Валерия Анатольевна горит своим призванием. Так подробно, так детально она рассказывала о своей работе. Наша гостья признает, что эта профессия — на любителя, однако сегодня Валерия Анатольевна искренне пыталась передать каждому студенту всю ту любовь, с которой она относится к своему делу. И эта любовь всеобъемлющая, в нее входит и ответственность за выбор кадра, ведь задача документалистики — показать, какой была жизнь, как это было, и постоянное саморазвитие, так как, по мнению нашей гостьи, нельзя быть профаном в той области, которую ты берешься снимать. Редкий человек сможет с таким вдохновением рассказать о работе в архиве, и когда я вижу, что он окрылён своим делом, я понимаю, как же важно найти что-то своё. Мы по крупицам разбирали процесс взаимодействия продюсера по хронике с плёнкой. Валерия Анатольевна постаралась максимально подробно ответить на все вопросы студентов, чтобы научить нас чему-нибудь, поделиться опытом. Для меня самое главное — желание человека нести свет в общество, наша гостья делает это, как и на работе, так и на встречах со студентами.

 

Наталия Куличенко, 2-й курс бакалавриата

С чего начать? Да, пожалуй, с моих эмоций и впечатлений от встречи со столь замечательной гостьей: я рада, что вновь наш факультет погружается на подобных парах в сферу съёмки и работы над подобным жанром как документалистика, тем более, что такая личность как Валерия Анатольевна с большим багажом знаний, опыта, и в придачу профессионализмом — это достойно уважения и аплодисментов! Мне всё понравилось, начиная с речи о работе в красногорском архиве и заканчивая обсуждением советов по фактчекингу необходимой информации для документального кино! Я больше узнала о деятельности документалистов, об их методах создания и производства фильмов; открыла для себя лично по-другому должность «продюсера» именно в проекте по документальному кино — и что я хочу сказать…реконструирование кадров прошлых старых плёночных записей, анализ исторических событий с помощью научных сотрудников, тщательный подбор материалов и артистов для съемки в исторической программе или кино — я хочу «здесь быть»! Валерия Анатольевна вдохновила меня заниматься этим делом…и, мне кажется, я не отступлю!

 

*сохранены авторская орфография и пунктуация


Возврат к списку