Прекрасное и безобразное в культуре

Прекрасное и безобразное в культуре


Под таким названием 16 октября в Высшей школе (факультете) телевидения прошел круглый стол, ключевой задачей которого стала попытка конкретизировать современные представления о «прекрасном» и «безобразном» и расширить контекст дискуссий о представленности этих категорий в медиасфере.

Ведущий круглого стола декан Виталий Товиевич Третьяков поставил перед участниками сложную задачу – уточнить категории прекрасного и безобразного с тем, чтобы в разговоре со студентами иметь опору, которая позволила бы более или менее точно проводить границы между этими явлениями.

К участию в разговоре в качестве экспертов были приглашены:

Борисов Игорь Альбертович, кандидат философских наук, доцент ГИТР;

Заднепровская Галина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой музыкального искусства МГУ имени М.В.Ломоносова;

Кондратьев Евгений Андреевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой эстетики МГУ имени М.В.Ломоносова;

Строева Олеся Витальевна, доктор культурологии, кандидат философских наук, проректор по научной работе ГИТР;

Пожаров Алексей Игоревич, кандидат культурологии, теоретик звукорежиссуры, звукорежиссер телеканала RT.

Участниками круглого стала также стали ученые разных вузов страны и студенты ВШТ.

К обсуждению экспертам был предложен чрезвычайно широкий спектр вопросов:

Как объясняют прекрасное и безобразное разные науки?

Как определяется понятие "прекрасное" в культуре различных эпох и народов

Можем ли мы говорить о каких-либо объективных критериях прекрасного и безобразного? Существуют ли безусловные каноны красоты и безобразия?

Можно ли считать безобразное частью красоты или его отдельным аспектом? Почему?

Бывает ли так, что изображение безобразного прекрасно? В искусстве? В жизни?

Какие произведения искусства считаются ярким примером противопоставления прекрасного и безобразного?

Есть ли примеры противоположного восприятия одного и того же явления, когда одни считают его прекрасным, а другие безобразным? С чем это связано?

Как изменялись идеи о прекрасном и безобразном в течение разных исторических периодов? Кого сегодня мы могли бы назвать прекрасным, а кого безобразным?

Есть ли примеры, когда нечто прекрасное со временем начинало восприниматься как безобразное и наоборот?

Что такого в Джоконде? Почему вдруг она стала определенным эталоном прекрасного? Есть ведь и другие очень достойные женские портреты

Все ли в искусстве можно определить как прекрасное или безобразное? Можем ли мы сказать, что «Черный квадрат» Малевича прекрасен? Или не ко всему в искусстве применим этот критерий?

В чем заключается разница между эстетической и моральной оценкой в понятиях "прекрасное" и "безобразное? Если внешне прекрасный человек отвратителен внутренне.

А в каком виде сегодня в "научном дискурсе" и в массовом сознании бытуют понятия "прекрасное" и "безобразное"?

Все участники круглого стола отметили масштаб дискуссии, сложность и важность обсуждаемых вопросов. В ближайшее время вы сможете познакомиться с его полной видеоверсией.



Возврат к списку